• Депрессивные расстройства

    Взрослые молодого возраста, особенно больные с депрессивными расстройствами, могут иметь повышенный риск суицидального поведения во время лечения паксил.

    Читать далее
  • Реабилитация эмпиризма.

    В статье представлен краткий обзор нового обращения к эмпиризму в американской философии науки.

    Читать далее

Социализация ребенка

С момента рождения происходит непрерывный процесс усвоения ребенком требований, предъявляемых обществом.

Философские течения

Гносеология позитивистов потерпела крах не только в теоретическом плане, но и в практическом плане.

Ценностные ориентации

В настоящее время в отечественной психологии образовалась большое количество направлений смысловой сферы личности.

Советуем прочесть

Общие закономерности учебно-воспитательного процесса

20-05-2021

Отстаивая те или иные закономерности, моделируя на их базе направления, формы, технологии учебно-воспитательного процесса, надо исходить, прежде всего с тенденций общественно-экономического развития и понимания места и роли человека в системе социальных отношений. Человек - очень сложный природно-социальный феномен, выше степень развития живых организмов. Оставаясь биологическим существом, она является одновременно общественным существом. На этой основе формируется особая социальная качество человека как результата социальных отношений. Поэтому в научном обороте закрепились понятия "человек" и "личность". Человек - это биологическое существо, которому присущи физиологические признаки: прямая походка, развитые передние конечности и большая черепная коробка. Этим понятием оперируют физиологи, анатомы, врачи. Личность - это тот же человек, который характеризуется прежде высоким уровнем развития психики, способностью к усвоению социального опыта, культурных достижений, активного общения с другими людьми.

На человека, его развитие влияют две группы факторов - биологические и социальные. Решающая роль социальных факторов не отрицает действие биологических, но проблема взаимодействия биологического и социального факторов в человеке остается важным для понимания ее сущности, механизмов развития, становления как социального феномена.

В процессе развития биологических и социальных наук на протяжении тысячелетий шли споры относительно определения роли биологических и социальных факторов, которые влияют на развитие человека. И, как следствие, возник ряд концепций. Остановимся на некоторых из них.

Древнейшей является теологическая концепция, согласно которой развитие человека связывается с божественным началом как в физиологическом, так и социальном плане.

В XVII в. возникла социологическая концепция. Исходя из учения ее апологета, английского философа Дж. Локка (1632-1704), ее сторонники отрицали влияние на развитие человека биологических факторов и предпочитали социальным - окружающей социальной среде вообще и системе воспитания в частности. Они утверждали, что душа новорожденного ребенка подобна чистой доски, покрытой слоем воска (отсюда название "tabula rasa"), а дальнейшее психологическое и социальное развитие человека зависит только от факторов социального воздействия. Однако концепция tabula rasa не имела под собой надежного научного основания, и жизненная практика ее отвергла. Хотя в системе советского воспитания в 30-40-х годах прошлого века были попытки обосновать отдельные положения обучения и воспитания с позиций этой концепции. Настоятельно утверждалось, что все дети равны между собой и с каждого ребенка можно воспитать, "вылепить" нужную личность. Если бы это действительно было так, общество легко решало бы даже самые сложные вопросы воспитания и обучения, подготовки специалистов нужного уровня и квалификации. Достаточно взять любого ребенка, создать благоприятные социальные условия, обеспечить оптимальный воспитательное воздействие - и получим желаемый результат: поэта, талантливого физика-ученого, математика, гениального конструктора и др..

В XVIII в. начинает утверждаться теория преформизма (от лат. preformo - Образован заранее), согласно которой в половых клетках в готовом виде заложены свойства и признаки взрослого организма, которые передаются по наследству, поэтому физическое и психическое развитие человека детерминировано биологическими факторами и является проявлением количественного роста наследственных задатков. В конце XIX ст. теория преформизма легла в основу биологизаторские концепции. В педагогике ее настойчиво отстаивали американские ученые Дж. Дьюи (1859-1952) и Э. Торндайк (1874 - 1949). По мнению сторонников этой концепции, ребенок получает от родителей через гены не просто задатки, а конкретные психические и социальные качества. Поэтому физический, социальный и психическое развитие полностью обусловлены биологическими факторами, а социальная среда и воспитание не имеют какого-либо смысла в процессе становления человека. Новорожденный ребенок - это система, способная к саморазвитию от природы. Дж. Дьюи, обращаясь к учителям-практикам, провозглашал: "К ребенку нельзя ничего ни прибавить, ни отнять от нее", "Не мешайте ребенку развиваться" и другие.


Другие статьи по теме:
 Социализация молодежи в обществе
 Школьная тревожность
 Ювенология как составляющая современной науки о человеке
 Общие закономерности учебно-воспитательного процесса
 Потребности как фундаментальное качество личности

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):

новостная подписка

Укажите ваш email адресс и получайте все самое интересное из добавленного на сайт.

статистика сайта

Rambler's Top100 Яндекс цитирования

modasklad.ru 2018 Психология и философия