-
Депрессивные расстройства
-
Реабилитация эмпиризма.
Библиотека: Вход в библиотеку
Написать: Обратная связь
Подписки:
С момента рождения происходит непрерывный процесс усвоения ребенком требований, предъявляемых обществом.
Гносеология позитивистов потерпела крах не только в теоретическом плане, но и в практическом плане.
В настоящее время в отечественной психологии образовалась большое количество направлений смысловой сферы личности.
Отношение к телевидению как средству информации, развлечения, пропаганды во многом зависит от образовательного уровня, возраста, пола и других характеристик. Г.
Читать далееРезультаты эмпирических исследований социологов США, Англии, Италии в области массовой коммуникации нередко противоречивы. К.
Читать далееВ наши дни советское радио широко использует художественные произведения для агитационных целей. В практике общественно-политического вещания сложились определенные формы — композиции, монтажи, радио-пьесы, которые позволяют вести пропаганду с учетом всех выразительных возможностей вещания.
Читать далее
Поведение «открытой» аудитории |
03-05-2022 |
Поведение «открытой» аудитории изучено явно недостаточно, но в нем проявляются вполне очевидные тенденции.
Одно из главных положений общественной психологии состоит в том, что любой коллектив не является, простой суммой личностей, и человек, находясь в большей или меньшей группе людей, чувствует и ведет себя несколько иначе, чем наедине с собой. Как правило, коллектив активизирует процессы мышления и воли индивида, обостряет ощущения и восприятия. Именно этими особенностями объясняется, между прочим, секрет повышения производительности труда даже в простой кооперации. Как писал Маркс, «помимо той новой силы, которая возникает из слияния многих сил в одну общую. Уже самый общественный контакт вызывает соревнование и своеобразное возбуждение жизненной энергии (animal spirits), увеличивающее индивидуальную производительность отдельных лиц».
Отсюда опытный оратор делает два вывода: во-первых, открытая аудитория лучше подготовлена для восприятия речи, чем каждый индивид в отдельности; во- вторых, степень активности оратора на трибуне должна равняться степени активности аудитории или, лучше, превышать ее: пассивный оратор едва ли может рассчитывать на успех.
В открытой аудитории каждый индивид подвергается «групповому давлению», его индивидуальное критическое отношение к происходящему притупляется так называемой «реакцией заражения» (кто не наблюдал «цепную реакцию» смеха, возгласов восторга, возмущения в зрительном зале, на стадионе, на массовом митинге!). Это свойство «сопереживания», известное еще древним ораторам, составляет одну из наиболее интересных отличительных черт открытой аудитории и должно обязательно учитываться в публичной речи. Например, рассчитывая на свойство «психологического заражения», обычно достаточно привлечь внимание части слушателей, чтобы заставить слушать всю аудиторию. Намеренная пауза, повышение или понижение голоса, жест, как правило, вызывают нужную реакцию. Если выступление состоится в большом помещении или на широкой площади, а слушателей сравнительно немного, рекомендуется сосредоточить аудиторию ближе к себе, не дать ей «расползтись по углам»; управлять сосредоточенной аудиторией гораздо легче.
Однако едва ли правомерно сводить все богатства еще не изученных свойств открытой аудитории к одной лишь реакции «взаимного заражения», как это наблюдается в зарубежной социальной психологии от Тарда и Лебона до современных исследователей. Тем более что в современном обществе с его постоянно повышающимся уровнем образования и самосознания наблюдается обратная тенденция. Как справедливо указывает Б. Ф. Поршнев, «развитый человек нуждается в убеждении, а автоматическое заражение действует на него ослаблено или вовсе не действует».