-
Депрессивные расстройства
-
Реабилитация эмпиризма.
Библиотека: Вход в библиотеку
Написать: Обратная связь
Подписки:
С момента рождения происходит непрерывный процесс усвоения ребенком требований, предъявляемых обществом.
Гносеология позитивистов потерпела крах не только в теоретическом плане, но и в практическом плане.
В настоящее время в отечественной психологии образовалась большое количество направлений смысловой сферы личности.
Отношение к телевидению как средству информации, развлечения, пропаганды во многом зависит от образовательного уровня, возраста, пола и других характеристик. Г.
Читать далееРезультаты эмпирических исследований социологов США, Англии, Италии в области массовой коммуникации нередко противоречивы. К.
Читать далееВ наши дни советское радио широко использует художественные произведения для агитационных целей. В практике общественно-политического вещания сложились определенные формы — композиции, монтажи, радио-пьесы, которые позволяют вести пропаганду с учетом всех выразительных возможностей вещания.
Читать далее
Простота и «интимность» устной речи |
28-04-2022 |
Сообщение. Устное выступление с трибуны.— это прежде всего звуковая речь со всеми особенностями, отличающими ее от речи письменной.
В какой-то мере эти различия объясняются физиологическими условиями, в которых протекает устная речь, в частности особенностями речевого дыхания. Поэтому устной речи свойственны простота и лаконичность, более короткие фразы, преобладание простых и неполных предложений, бессоюзная связь предложений и т. п. Для современной ораторской речи характерна значительная степень разговорности, когда безупречная полнота и связность письменной речи заменяется определенной «недоговоренностью», компенсируемой реакцией слушателей. Подобная простота и «интимность» устной речи в значительной степени и обеспечивают легкость восприятия по сравнению с процессом чтения и открывают перед оратором широкие возможности для достижения желаемого воздействия на аудиторию.
Но, конечно, главное преимущество устной речи по сравнению с письменной состоит в той дополнительной выразительности, которую придает ей человеческий голос, интонация, «музыкальное оформление». Голос представляет собой чрезвычайно сложное явление. Он характеризуется силой, высотой, тембром и еще многими другими качествами и оттенками, которые определяют его неповторимое богатство. Как справедливо замечает В.П. Морозов, «голос бывает теплый и мягкий, грубый и мрачный, испуганный и робкий, ликующий и уверенный, ехидный и вкрадчивый, твердый, живой, торжествующий и еще с тысячью оттенков, выражающих самые разнообразные чувства, настроение человека и даже его мысли».
Именно эти богатейшие качества голоса дают возможность оратору «живописать звуком», достигать высокой образности и эмоциональности речи не только за счет лексико-фразеологических средств языка, но и глазным образом за счет интонации. В условиях непрерывного, «линейного» развития речи образ, созданный интонационными средствами, воспринимается лучше и действует сильнее, чем словесный образ, всегда требующий определенного времени для осмысления.
Используя язык кибернетики, можно сказать, что каждый сигнал (то есть речь) несет в себе информацию о состоянии передающего устройства (то есть об ораторе). В публичной речи именно голос несет в себе информацию о самых тончайших оттенках состояния оратора. Как пишет А. А. Степанов, «неуверенность, робость, застенчивость, деликатность, напористость, убежденность, интеллигентность — все эти и ряд других качеств характера находят выражение в речи».
С примерами того, как интонация расширяет смысловую емкость высказывания, придавая словам порой даже обратный смысл (например, в случае иронического замечания), мы встречаемся ежедневно, ежечасно.